г. Екатеринбург ул. 40-летия Комсомола 4/Д

Пн-Пт: с 9:00 до 18:00 Сб: с 9:00 до 17:00

Каталог товаров

Каталог товаров

г. Екатеринбург ул. 40-летия Комсомола 4/Д

Пн-Пт: с 9:00 до 18:00 Сб: с 9:00 до 17:00

Поздравления на картонке. История появления русской открытки

Поздравления на картонке. История появления русской открытки

1 октября 1870 года в Австро-Венгрии стал днем, который изменил мир коммуникаций. В этот день была выпущена первая почтовая открытка, предоставившая людям возможность отправлять короткие сообщения и поздравления друзьям и близким. Вскоре после этого события почтовые открытки стали популярными и в России. Они были особенно популярны в столице империи – в Петербурге, где состоятельные люди часто использовали их для общения и приятных поздравлений. Однако, отправка почтовых открыток оставалась роскошью, доступной только для состоятельных людей. В то время почтовые услуги были довольно дорогими, и большинство обычных людей не могли себе позволить отправлять открытки. Почтовые открытки конца XIX – начала XX века имели свои уникальные особенности. Они были обычно выполнены в виде небольших картинок или фотографий с полем для записей на обратной стороне. Это позволяло отправителям добавить свое короткое сообщение или пожелание. На них принято было писать поздравления с праздниками, пожелания из дальних путешествий или просто короткие сообщения о том, как дела и какие новости у отправителя. Почтовые открытки адресовались разным людям, включая родственников, друзей и коллег. Они также использовались для отправки приветствий новым знакомым и партнерам по переписке. Почтовые открытки были не только средством коммуникации, но и неким артефактом времени. Они могли передать частичку культуры и обычаев того времени, например, через использование национальных символов или изображения популярных достопримечательностей. В конце XIX – начале XX века почтовые открытки стали источником радости и веселья. Отправка и получение открыток вызывало эмоции и создавало особую атмосферу, несмотря на ограничения и дороговизну. Сегодня, веком интернета и мгновенных сообщений, мы можем вспомнить и оценить ценность и значимость почтовых открыток того времени. Они являются свидетельством истории и позволяют нам окунуться в мир прошлого и прочувствовать то, каким был обмен сообщениями в те времена.

Открытки без картинок

Первые открытки, появившиеся в России, сильно отличались от современных. Они были сероватого цвета, без каких-либо иллюстраций. На лицевой стороне отправитель клеил марку и писал адрес. Здесь же крупным шрифтом было напечатано: «На этой стороне, кроме адреса, не дозволяется ничего другого писать». Другая сторона предназначалась для сообщения.

«Первое время открытки использовались в качестве телеграмм, - объясняет историк Алексей Доронин. – С их помощью люди приветствовали друг друга, поздравляли со значимыми событиями в жизни. Как правило, вся информация вмещалась в одно предложение без знаков препинания, приветствий и прощаний».

Двумя годами позже почтовое ведомство выпустило три вида открыток. Первые - коричневого цвета - были предназначены для отправки по городу. Зеленые открытки посылали в другие города. Черные же открытки были универсальными – их можно было отправлять куда угодно в зависимости от стоимости марки.

На стороне, где разрешалось писать сообщения для адресата, почтовое ведомство предупреждало, что оно «не несет ответственности за содержание открытого письма»

Поздравления на картонке. История появления русской открытки
На оборотной стороне открытки было разрешено писать только адрес получателя. Фото: Музей печати и издательского дела

«На открытках не нужно было указывать адрес отправителя, - рассказывает Алексей Доронин. – Многие воспользовались этим и начали активно посылать чиновникам из правительства и даже первым лицам государства оскорбительные открытки. Когда министр внутренних дел, граф Дмитрий Толстой, получил от неизвестного открытку с обзывательствами и неприличным рисунком, он издал указ об обязательной проверке содержания всех открыток».

«Поздравишки» для богатых

В 1895 году в Петербурге, а потом и во всей стране стали выпускаться иллюстрированные открытки. Первой стала серия с видами Москвы. Главной целью иллюстраций было не украшение почтовых сообщений, а просвещение населения: каждый, кто участвовал в процессе отправки, мог увидеть изображение города, в котором никогда не был. Для открыток обычно брали картины русских пейзажистов – Саврасова, Шишкина, Поленова, Куинджи и других. На них размещали надписи: «Привет из Петербурга», «Поклон из Москвы» и другие. Обратная же сторона по-прежнему предназначалась для наклеивания марки и написания адреса. Таким образом, с появлением иллюстраций места для сообщений на открытках не осталось.

Поздравления на картонке. История появления русской открытки
В XIX веке людям приходилось писать сообщения на лицевой стороне открытки с картинкой. Фото: Музей печати и издательского дела

Люди писали сообщения прямо на картинке и тем самым, к неудовольствию почтальонов, «портили произведения искусства». Делать надписи на обратной стороне открытки разрешили лишь девятью годами позже – в 1904 году. С каждым годом открытки становились все более популярными. На них изображали натюрморты, городские здания, памятники и портреты известных людей.

«В Петербурге было 2-3 компании, которым разрешили фотографировать артистов театров специально для открыток, - говорит Алексей Доронин. – Открытки выпускались уже не Управлением почты, а только частными компаниями и стоили довольно дорого по тем временам – около 10 копеек. Их отправку могли себе позволить только богатые люди». Почтовыми сообщениями стали использоваться для поздравлений с праздниками. Обычно на них уже была напечатана надпись: «Поздравляю!», «С праздником!» или «От всего сердца» . Такие «произведения» население называло «поздравишками».

От «плюшевой» до «золотой»

Во всех странах, входивших во Всемирный почтовый союз, размер открытки должен был строго соответствовать 9×14 см. Этих правил не придерживались лишь в России. Чтобы не ограничивать творчество художников и фотографов, открытки можно было делать какими угодно – хоть метр на метр. Главное – чтобы не пострадала художественная составляющая.

Приобрести самые разные открытки можно было в городских издательствах. В конце XIX столетия в Петербурге продавалось несколько видов открыток – «глянцевые», «гравюрные с золотым обрезом», «блестящая эмаль», «эмаль с золотом», «рельефные изящной работы», «аристократические на полотняном картоне в стиле модерн», «плюшевые», «позолоченные», «бромосеребряные» и другие. Открытки стали настоящим произведением искусства: ими было модно украшать интерьер, как картинами. Открытки стали предметом коллекций – их вставляли в специальные альбомы и уже редко отправляли их своим друзьям или родственникам.