Поздравления на картонке. История появления русской открытки
Дата публикации: 12 Апреля 2023
Время чтения: 3 минут
![Поздравления на картонке. История появления русской открытки](https://tdshow.ru/image/cache/catalog/blog/img-01-920x610.png)
1 октября 1870 года в Австро-Венгрии стал днем, который изменил мир коммуникаций. В этот день была выпущена первая почтовая открытка, предоставившая людям возможность отправлять короткие сообщения и поздравления друзьям и близким.
Вскоре после этого события почтовые открытки стали популярными и в России. Они были особенно популярны в столице империи – в Петербурге, где состоятельные люди часто использовали их для общения и приятных поздравлений.
Однако, отправка почтовых открыток оставалась роскошью, доступной только для состоятельных людей. В то время почтовые услуги были довольно дорогими, и большинство обычных людей не могли себе позволить отправлять открытки.
Почтовые открытки конца XIX – начала XX века имели свои уникальные особенности. Они были обычно выполнены в виде небольших картинок или фотографий с полем для записей на обратной стороне. Это позволяло отправителям добавить свое короткое сообщение или пожелание.
На них принято было писать поздравления с праздниками, пожелания из дальних путешествий или просто короткие сообщения о том, как дела и какие новости у отправителя.
Почтовые открытки адресовались разным людям, включая родственников, друзей и коллег. Они также использовались для отправки приветствий новым знакомым и партнерам по переписке.
Почтовые открытки были не только средством коммуникации, но и неким артефактом времени. Они могли передать частичку культуры и обычаев того времени, например, через использование национальных символов или изображения популярных достопримечательностей.
В конце XIX – начале XX века почтовые открытки стали источником радости и веселья. Отправка и получение открыток вызывало эмоции и создавало особую атмосферу, несмотря на ограничения и дороговизну.
Сегодня, веком интернета и мгновенных сообщений, мы можем вспомнить и оценить ценность и значимость почтовых открыток того времени. Они являются свидетельством истории и позволяют нам окунуться в мир прошлого и прочувствовать то, каким был обмен сообщениями в те времена.
Открытки без картинок
Первые открытки, появившиеся в России, сильно отличались от современных. Они были сероватого цвета, без каких-либо иллюстраций. На лицевой стороне отправитель клеил марку и писал адрес. Здесь же крупным шрифтом было напечатано: «На этой стороне, кроме адреса, не дозволяется ничего другого писать». Другая сторона предназначалась для сообщения.
«Первое время открытки использовались в качестве телеграмм, - объясняет историк Алексей Доронин. – С их помощью люди приветствовали друг друга, поздравляли со значимыми событиями в жизни. Как правило, вся информация вмещалась в одно предложение без знаков препинания, приветствий и прощаний».
Двумя годами позже почтовое ведомство выпустило три вида открыток. Первые - коричневого цвета - были предназначены для отправки по городу. Зеленые открытки посылали в другие города. Черные же открытки были универсальными – их можно было отправлять куда угодно в зависимости от стоимости марки.
На стороне, где разрешалось писать сообщения для адресата, почтовое ведомство предупреждало, что оно «не несет ответственности за содержание открытого письма»
![Поздравления на картонке. История появления русской открытки](https://tdshow.ru/image/cache/catalog/blog/img-02-920x610.png)
«На открытках не нужно было указывать адрес отправителя, - рассказывает Алексей Доронин. – Многие воспользовались этим и начали активно посылать чиновникам из правительства и даже первым лицам государства оскорбительные открытки. Когда министр внутренних дел, граф Дмитрий Толстой, получил от неизвестного открытку с обзывательствами и неприличным рисунком, он издал указ об обязательной проверке содержания всех открыток».
«Поздравишки» для богатых
В 1895 году в Петербурге, а потом и во всей стране стали выпускаться иллюстрированные открытки. Первой стала серия с видами Москвы. Главной целью иллюстраций было не украшение почтовых сообщений, а просвещение населения: каждый, кто участвовал в процессе отправки, мог увидеть изображение города, в котором никогда не был. Для открыток обычно брали картины русских пейзажистов – Саврасова, Шишкина, Поленова, Куинджи и других. На них размещали надписи: «Привет из Петербурга», «Поклон из Москвы» и другие. Обратная же сторона по-прежнему предназначалась для наклеивания марки и написания адреса. Таким образом, с появлением иллюстраций места для сообщений на открытках не осталось.
![Поздравления на картонке. История появления русской открытки](https://tdshow.ru/image/cache/catalog/blog/img-03-920x610.png)
Люди писали сообщения прямо на картинке и тем самым, к неудовольствию почтальонов, «портили произведения искусства». Делать надписи на обратной стороне открытки разрешили лишь девятью годами позже – в 1904 году. С каждым годом открытки становились все более популярными. На них изображали натюрморты, городские здания, памятники и портреты известных людей.
«В Петербурге было 2-3 компании, которым разрешили фотографировать артистов театров специально для открыток, - говорит Алексей Доронин. – Открытки выпускались уже не Управлением почты, а только частными компаниями и стоили довольно дорого по тем временам – около 10 копеек. Их отправку могли себе позволить только богатые люди». Почтовыми сообщениями стали использоваться для поздравлений с праздниками. Обычно на них уже была напечатана надпись: «Поздравляю!», «С праздником!» или «От всего сердца» . Такие «произведения» население называло «поздравишками».
От «плюшевой» до «золотой»
Во всех странах, входивших во Всемирный почтовый союз, размер открытки должен был строго соответствовать 9×14 см. Этих правил не придерживались лишь в России. Чтобы не ограничивать творчество художников и фотографов, открытки можно было делать какими угодно – хоть метр на метр. Главное – чтобы не пострадала художественная составляющая.
Приобрести самые разные открытки можно было в городских издательствах. В конце XIX столетия в Петербурге продавалось несколько видов открыток – «глянцевые», «гравюрные с золотым обрезом», «блестящая эмаль», «эмаль с золотом», «рельефные изящной работы», «аристократические на полотняном картоне в стиле модерн», «плюшевые», «позолоченные», «бромосеребряные» и другие. Открытки стали настоящим произведением искусства: ими было модно украшать интерьер, как картинами. Открытки стали предметом коллекций – их вставляли в специальные альбомы и уже редко отправляли их своим друзьям или родственникам.